• :
  • :
Russian (CIS)English (United Kingdom)
Understanding responsibility participation
Всякий, повторивший фразу Шекспира, становится Шекспиром.
(Хорхе Луис Борхес)
Идеология идеального общества


Open Consciousness



Feedback

Enter website


Квадрат Пифагора 
Позволяет определить задатки, склонности и способности, заложенные человеку в момент его рождения.

 

Социальная сеть Антакарана
Единое поле общения для людей, ориентированных на духовное развитие и самосовершенствование.


Книга Урантии
Электронная версия одного из уникальных мировоззренчкеских трудов второй половины ХХ века

Игра "Лила чакра"

Игра самопознания Лила создана в Индии много веков назад. С помощью игры Лила меняется жизнь и судьба.

ВЕЛИКАЯ ИЛЛЮЗИЯ

«Великая иллюзия» - этот термин уже сто с лишним лет привычно применяется к важнейшему, по мнению пролетарского вождя, из искусств. Однако в данном случае речь пойдёт вовсе не о кинематографе.

В книге «Диалог с экраном» прославленный культуролог Юрий Лотман и историк кино Юрий Цивьян отметили следующий факт: «Всё, что мы видим на экране, лишь кажется, не случайно в период возникновения кинематограф долго назывался «иллюзион». Однако, кинопродукт не столь иллюзорен, как думается на первый взгляд: фильм имеет вполне конкретное пространство (рамка экрана) и столь же ощутимое время (длительность сеанса).
А вот для музыки одна из этих привычных координат исчезает сразу. Даже время здесь весьма относительно, а пространство вообще становится абсолютно воображаемым. Многочисленные клипмейкеры и иже с ними, любящие рисовать картинки из музыки допускают вопиющий произвол. Музыка, хотя и бессмысленна (в прямом смысле этого слова), но вполне самодостаточна, и совершенно не нуждается в дополнительной атрибутике. И именно она, конечно, является великой иллюзией.

При этом дать определение музыке не так-то просто. По крайней мере, она — не то, что извлекается при помощи голоса и музыкальных инструментов. Можно сказать, что музыка это - временной отрезок, определяемый мозгом в диапазоне слышимости, с определённым ритмическим рисунком и гармоническим набором. Похоже, «только этого мало». А для того, чтобы дать музыке ещё более точное определение, необходимо окинуть взглядом всю её удивительную историю.

 
Магия древних

Звуковой фон сопровождает человечество с момента его возникновения. Между прочим, японский композитор Исао Томита, прославившийся великолепными электронными переложениями Дебюсси, Равеля, Баха и многих других композиторов, упрёки в искусственности электроники отбивал тем, что первые земные звуки имели очевидно электрический характер – гром при молниях, грохот при извержениях. А вот скрипки и фортепиано, считает он, стали порождением цивилизации.

Однако именно по мере развития цивилизации звуковой фон постепенно превращался в музыку, историю которой можно сложить из периодов существования до-музыки, музыки собственно и ре-музыки. В первый из них царила вечная, не имеющая авторства иммелическая музыка, во второй - умершая из-за исчерпанности языка, композиторская мелическая музыка, а последний, который продолжается и сейчас, можно характеризовать как частичное возвращение в до-музыку при тотальном торжестве имитации и тиражирования. (Иммелическая музыка – это ритмизованный (повторяющийся) набор звуков разной тембровой окраски, не обязательно гармонизированный и не имеющий мелодии. В древнем мире он не был самостоятелен, так как неизбежно сопровождался танцами и заклинаниями. Народная музыка (аутентичный фольклор, а не хор Пятницкого) практически идентична иммелизму).

Итак, в первый период своего существования музыка была неотъемлемой деталью общего ритуала. А основными характеристиками до-музыки можно считать жёсткий музыкальный язык, главной доминантой которого был ритм, соотнесённая с конкретикой и бытом эмоциональная палитра и практически полное отсутствие психологизма. Композитор (рискованное, правда, название для древнего музыканта) является коллективным манипулятором (и манипулируемым одновременно, так как индивидуум для древнего общества не важен), а следствие этого – возможность замены одного музыканта другим, ведь главное – это ритуал (пляска с воем и тамтамом перед охотой на носорога), в процесс исполнения которого включена и до-музыка. Соответственно отсюда вытекает и ориентация до-музыки на сферу пользы (что роднит её с нынешним периодом ре-музыки, управляемой шоу-бизнесом).


Рождённая в года глухие

Далее в истории до-музыки наступает новая эра. Из народной музыки выкристаллизовывается классическая, чья значимость уже не исчерпывается участием в первобытном ритуале. Она перестаёт быть исключительно продуктом природы и обретает черты музыки мелической, которая, как выразился Игорь Стравинский, «не что иное, как феномен, порождаемый деятельностью сознания».

Классический период начался с Пифагора – его забав с монохордом (древнегреческий однострунный щипковый инструмент) и математикой, продолжился через григорианский хорал и контрапункт и завершился Иоганном Себастьяном Бахом. Не последнюю роль в этом процессе играла религия со своим мощным рупором – церковью, определявшая общественное сознание тотальным образом во времена после Христова Рождества и поколебленная лишь Ренессансом и Реформацией. Это уже – мелическая до-музыка, самостоятельный вид искусства с осознанными законами. Роль рацио всё возрастает: требуется чёткая и соотнесённаяс господствующим общественным сознанием звуковысотная, ритмическая организация при доминировании первой, уже резко отличающей до-музыку этого периода от древней иммелической. Психологизма, по-прежнему, мало. Но социальные привязки определяются мировоззрением власть имущих, а не первобытно-коммунистического стада, плясавшего (в прямом смысле) только от общечеловеческих, т.е. тогда - животных потребностей. Поэтому неудивительна эмоциональная палитра классической музыки: глобальность, строгость, объём, порядок.

Главное слагаемое музыкального языка в этот период – гармония, как и ритм несущая в себе мощное конструктивное начало. Композитор, творящий по канону, выступает как репродуктор, а посему вполне может быть заменён клавиром. Несущественным является даже инструмент исполнения музыки, записанной в нотах. То есть, тембр не важен, состав оркестра зачастую и не указывался в нотной записи. Но, как это ни парадоксально, на мощной религиозной (а до Иисуса – магической) платформе классика ориентирована в сферу науки. Господствуют математика и физика - это объединяет и Пифагора и Баха, условно стоящих на границах этого рода музыки.

На переходах от одного рода музыки к другому завершённая классификация натыкается на пустоту, и происходит некая флуктуация с выбросом новых форм. Подчас к этому приводит внешнее вмешательство, казалось бы, не посягающее на саму сферу музыкального творчества. Так и произошло в ХVI веке.

Натуральный звукоряд, бывший базой до-музыки с древнегреческих экспериментов, не позволяет переводить тональности без «волчьих» звучаний (диссонанса для человеческого уха). Тогда Андреас Веркмейстер чуть-чуть пододвинул некоторые струны (устройство изобретённого к тому времени фортепиано как раз позволяет это сделать), и длина волн (и соответственно частота) изменилась так, что появилась возможность их гармонизировать – переводить из одной тональности в другую. Но изменилась так, что человеческое ухо эту разницу не ощущает! А вот музыкальный язык получил совершенно новое измерение: появились мажор и минор, а как следствие – мелодия как принципиально новая музыкальная характеристика. Не менее важно то, что восприятие, благодаря волновым зазорам, смогло стать континуальным, что привело к возможности параллелить музыкальные произведения и человеческие чувства, и музыка стала соотноситься с внутренним миром. То, что Бах, в отличии от Генделя, принял темперацию, делает его первым романтиком (или первым представителем собственно музыки). А сам романтизм придал музыке не только тонкую горизонталь (мелодию), но и мощную вертикаль (независимость звучания разных партий), тем самым избавив ее от какой-либо доминанты и определив её истинную самость через оркестровку и мелодию.

Язык этого периода максимально мягок, а эмоциональная палитра наиболее широка. Композитор стал наконец-то автором, а не гармонизатором инфлюенций «высших сфер», и после грандиозного Бетховена начал большими буквами выводить своё имя на титуле партитуры.

Два имени в череде гениев эпохи романтизма стоит выделить особо. «Гуляка праздный», по пушкинскому штампу, Амадеус, добившийся поразительной гармонизации всех музыкальных характеристик в любом жанре, какого бы ни касался. От музыки Моцарта испытывают нежные чувства даже малокультурные массы и увеличиваются надои коров. И ещё один австриец, меланхоличный интроверт Густав Малер, который говорил, что «для меня написать симфонию – это значит заново построить мир». При этом, перефразируя Альфреда Шнитке, Малер создавал в своих масштабных симфониях такой букет психоатмосфер, которых человечество ещё не испытывало. 
 

Последняя черта

Но, ограниченность уха - с одной стороны, и (или) самого звукоряда, ритмических схем, набора тональностей (которые стали возможны благодаря темперации тоже) - то есть собственно музыкальных характеристик – с другой, приводит к исчерпыванию музыки за четыре века. Оказывается, что для этого изумительного искусства достаточно быстро наступил предел, после которого творить стало не интересно. А «тембровая революция», когда синтезатор размывает привычные тембры, фактически «упраздняя» музыкальные инструменты с фиксированным звучанием, ставит окончательный крест на создании музыкального продукта как особого произведения искусства. 4`33``, знаменитая композиция-тишина Джона Кейджа – это закономерный финал собственно музыки.

А началось разрушения «великой иллюзии» в начале прошлого века. По инерции ещё появлялись титаны, такие как Шёнберг, Шостакович, Прокофьев, но их творчество лежало уже вне вектора умирающей музыкальной традиции. И ломали её не только ограниченности, но и, казалось бы, расширяющиеся возможности! Возможность соотнесения темперированного и натурального звукорядов порождало новые гармонические разрешения, сопоставление европейского канона с иммелизмом других регионов, помимо этого, ещё и новые ритмические рисунки.

Начало завершающей стадии мелической музыки ярко изображено Томасом Манном в «Докторе Фаустусе», однако, додекафония была лишь полумерой. Разрушителем музыки стал смелый авангард и та плеяда композиторов, которая получила столь прогрессивное название «авангардисты», по сути и стала естественным могильщиком музыки. Авангард отличает масса новых запретов на использование старых норм музыкального языка (нет классическим гармониям, нет размерам, нет ладам и пр; каждый изгалялся как мог в придумывании запретов), чем достигалось определённое «археологическое» проникновение в до-музыку.

Из-за этих табу музыкальный зык снова стал жёстким. Мелическая традиция подходит к своей пограничной сфере реализации – к зоне абсурда. Поэтому неудивителен эмоциональный диапазон авангарда: пустота, разложение, хаос или страдание при минимальном сохранении гармонических кусков в композициях. Вновь мало как социальных, так и психологических параллелей, вновь композитор – репродуктор и может быть заменён машиной. Вновь ориентация – в сферу науки: только элементарную математику заменили кибернетика и программирование. Господствует разрушающая традиции мелической музыки доминанта – тембр (звучание), которая на самом деле является внешним по отношению к музыке параметром. Получается, что музыка вернулась на круги своя? В небытиё?

Четкую границу для такого сакрального явления как смерть музыки провести сложно, тем более, континуальное явление и исчезать должно плавно. Диапазон - от 10-х (умер Малер, не дописав 10-ю симфонию) до 50-х годов ХХ века. Можно считать, что TwistAgain Чаби Чеккера и RockAroundTheClock Билла Хэйли уже чётко определяют 9-ый день от смерти музыки, а битловская RollOverBeethoven – 40-й.

Однако не все так печально. Ведь иммелическая струя музыки явлена постоянно и не связана с развитием музыкальной традиции. Музыка умерлав смысле возможности новотворения, а развивать восприятие даже в отношении шедевров иных веков ничто не мешает. Иллюзия разрушилась, но звучащее искусство-то осталось. Авангардисты упёрлись в «ничто», а из останков музыки ударила мощная поп-струя. Причем поп-музыка ХХ-го века (тот же ритмизованный набор звуков разной тембровой окраски) использует ещё и обрезки романтизма посредством простой гармонизации в куплетно-припевной форме песен. При этом поп эксплуатирует на полную катушку эмоциональную палитру мелической музыки, но в доступном для масс виде.

В этом новом периоде уже нет места для самостоятельной и самодостаточной музыки. Под этим углом зрения наследие таких отечественных гигантов как Альфред Шнитке, Эдуард Артемьев или Владимир Мартынов выглядит иллюстрацией к энциклопедии музыкальной истории всех времён и народов. Их можно считать гигантами по таланту, который применяется уже к мёртвой сфере (недаром, как компромисс придумали термин «третий путь» - не классика и не поп-музыка). Такая иллюстрация или постскриптум может длиться немыслимо долго. Всяк в ХХ-ом веке пишущий симфонию будет воображать себя продолжателем великой традиции. Хотя, ничего нового создать не может по определению. Ибо не из чего.

Было бы совсем скучно, если бы, в свою очередь, в поп-музыке не произошла цепь появления аномалий, вложенных одна в другую как в матрёшки. Рок стал одной из аномалий для поп-музыки, а прогрессив рок (а точнее говоря, регрессив, так как искал корни в собственно музыке) - аномалией внутри рока. Среди прогрессистов можно отдельно выделить ряд коллективов, таких как KingCrimson, TangerineDream, GentleGiant, JethroTull, а на вершине пирамиды Yes середины 70-х гг.– как аномалия внутри прогрессива. А пирамидка на этой пирамиде – альбом «Сказки Топографических Океанов», в саунде которого непредвзятые критики находили в развёрнутых на электрических инструментах мантрах малерианские пропорции.

Но в последние два десятилетия появления в поп-музыке новых аномалий, или хотя бы более-менее интересных явлений не происходит совсем. Как один из показателей положения в ХХI-ом веке – обилие перепевов, редакций и ремиксов. Поэтому термин «ре-музыка» к нынешнему звуковому потоку кажется вдвойне оправданным. Но при этом не стоит забывать, что поп-музыка присуща человечеству издревле и даже без какого-либо развития никуда не денется. Она естественна и бесценна.

 

 

 



Poll

Humanity is in a deep crisis. What will be next?





Results



Pressing topic

Is there any light at the end of the tunnel?
Our civilization is in crisis, affecting all spheres of life. In which way will the situation develop in the nearest future?
Read more...



Our partners



Наш баннер


Sovet-8 200x80 02