• :
  • :
Russian (CIS)English (United Kingdom)
Understanding responsibility participation
Всякий, повторивший фразу Шекспира, становится Шекспиром.
(Хорхе Луис Борхес)
Идеология идеального общества


Open Consciousness



Feedback

Enter website


Квадрат Пифагора 
Позволяет определить задатки, склонности и способности, заложенные человеку в момент его рождения.

 

Социальная сеть Антакарана
Единое поле общения для людей, ориентированных на духовное развитие и самосовершенствование.


Книга Урантии
Электронная версия одного из уникальных мировоззренчкеских трудов второй половины ХХ века

Игра "Лила чакра"

Игра самопознания Лила создана в Индии много веков назад. С помощью игры Лила меняется жизнь и судьба.

ИСКУССТВО, ЦЕЛОСТНОСТЬ, ГОЛОГРАФИЯ

Заключительный век второго тысячелетия ознаменовался сногсшибательными научными открытиями, невероятным техническим прогрессом, бурным развитием спорта и потрясающим прорывом в искусстве. Отказ от реализма, предпринятый многими выдающимися деятелями искусства в начале ХХ века, поначалу воспринимался как претенциозная забава безумных оригиналов, стремящихся удивить современников. Однако уже довольно скоро истинные ценители прекрасного убедились, что авангардисты и модернисты заняты не просто эпатажем или шальными экспериментами, но преследуют цели серьёзные, глубинные и масштабные.

 Их миссия была куда значительней – вернуть миру утраченную в эпоху рационализма и реализма целостность восприятия реальности, связав воедино самые разные её стороны – внешнее с внутренним, мирское с духовным, статичное с динамичным. Так возникла абстрактная живопись, в литературе важнейшую роль начал играть такой художественный приём как «поток сознания», не случайно и то, что действительно важнейшим из искусств в минувшем столетии стало кино, обладающее удивительными возможностями для синтеза самых разных идей, форм и представлений.
Множественность восприятия (например, включение в ткань литературного повествования ни одного, а нескольких рассказчиков), переживание жизни как единого потока (хрестоматийный «Улисс» Джеймса Джойса), нераздельность внешнего и внутреннего мира («изломанные» портреты кубистов и экспрессионистов), стремление соединить воедино различные временные потоки – эти и множество других новаций впоследствии прочно вошли в ткань мирового искусства, которое оказалось неразрывно связано не только с философией или психологией, но и с наукой. Характерным примером такой связи являются, например, «голографические» мотивы, отчётливо просматриваемые в искусстве второй половины ХХ века

Известно, что самое уникальное в голограмме – это её способность воссоздавать изображение цельного объекта на каждой из своих частей. Причём, изображения эти не являются абсолютно идентичными – каждая часть голограммы отражает предмет в своей собственной перспективе. Так одна и та же лестничная площадка выглядит по-разному в глазах соседей, осматривающих её через свои дверные глазки.

Открытие голографии оказало заметное влияние и на науку. и на искусствоОткрытие голографии оказало заметное влияние и на науку. и на искусствоСравнивая различные кусочки голографической картинки, можно наблюдать увлекательнейший эффект их неповторимого сходства. Вроде бы изображение одно и то же, но образный ряд все время немного другой, акценты расставлены каждый раз по-новому, отдельные детали то уходят в тень, то, наоборот, проявляются ярко и зримо. В этом случае, наиболее точное изображение предмета можно получить, возвратившись к цельной голограмме или мысленно сложив каждую из картинок воедино.

Способность каждой из частей голограммы воссоздавать объект, причём под своим оригинальным ракурсом, имеет очевидные психологические и эстетические параллели. К достоинствам зрелой личности, безусловно, можно отнести умение видеть любое явление (в том числе другого человека) с разных углов зрения. Что касается искусства, то там подобный приём множественного восприятия используется давно и повсеместно. Причём, не только в рамках одного творения, но и в описываемом ниже примере своего рода «коллективного» творчества.
 

В плену у Шекспира

Знаменитый «Гамлет», возможно, самое успешное сочинение в истории литературы, основан, как известно, на древних скандинавских сказаниях. Поэтому его, условно говоря, можно рассматривать как голограмму (изображение) определённых событий, имевших место в реальности. Это, впрочем, относится и к любому другому произведению, которое базируется на подлинных фактах или на их документальном описании.

Собственно, от сюжета трагедии до событий действительности в случае «Гамлета» вглубь веков тянется целая цепочка, проходящая через английского драматурга Томаса Кида, гасконского новеллиста Франсуа де Бельфоре и датского историка Саксона Грамматика, впервые рассказавшего сагу об ютландском принце Амлете. Так что точнее говорить о некоторой последовательности голограмм, что, впрочем, сейчас не имеет первостепенного значения.

Итак, шекспировская пьеса является отражением неких событий, которые произошли в условном средневековом Эльсиноре с группой лиц, втянутых в дворцовые интриги после гибели действующего короля. Английский драматург сделал месть сюжетной основой своего трагедии, а главного мстителя – фигурой, придающей действию ход. Тем самым он обессмертил датского принца, но изображение многопланового ристалища, в которое были вовлечены весьма разнообразные силы, в целом получилось довольно плоским. Неслучайно, подавляющее большинство постановок «Гамлета» сводится к трактовке характера главного героя драмы, который, безусловно, является гениальным порождением Шекспира.

Однако другие персонажи выглядят куда примитивней, у них не только нет внутреннего мира, но и, подчас, отсутствуют мотивы поступков. Цельного впечатления, в конце концов, никто из них не производит, будь то второстепенный Лаэрт или Офелия, играющая вроде как существенную роль в жизни Гамлета. Таким образом, прочие действующие лица выглядят своего рода пленниками Шекспира, который доверил мятущемуся принцу право надзирать за многочисленными участниками драмы и руководить их действиями и помыслами. 

 
Стоппард, Иорданов и все-все-все.

И знаменитый Гёте видел первостепенный смысл трагедии Шекспира в противостоянии геройской личности и ничтожно-зловещего окружения, которое олицетворяют Розенкранц и Гильденстерн. Наперекор немецкому (и английскому, разумеется) гению драматург Том Стоппард в 60-ые годы прошлого века написал пьесу, главными героями которой стала парочка шутоватых придворных.

Связка шекспировского «Гамлета» с трагикомедией Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» даёт занятную аналогию уникального голографического свойства. История рассказывается одновременно та же самая и совсем другая, да и умирают герои Стоппарда вроде бы также как и у Шекспира, а вот живут они совершенно иначе, не так как на страницах пьесы прославленного драматурга. Что ж, похоже, в этом призрачном мире слишком многое зависит от точки зрения, и нет ничего абсолютно одинакового, как и полностью различного.

Розенкранц и Гильденстерн (в одноименном фильме их превосходно сыграли Гэри Олдман и Тим Рот) внешне вполне напоминают персонажей «Гамлета». Да и внутренне они другие лишь настолько, насколько изменился взгляд на них и соответственно отводимая им роль – теперь это уже не жалкие марионетки, но персонажи, наделённые и умом, и чувством юмора, и характером, и, что самое важной, - судьбой. Трагические события, которые разворачиваются в Эльсиноре, выглядят теперь, что называется, совсем в другом свете, а главный герой творения Шекспира предстаёт, прежде всего, в образе высокопарного меланхолика. Создав свою проекцию бессмертной драмы, Стоппард, безусловно, добавил ей глубины, а зрителю или читателю, в свой черед, – простора для размышлений.

Ещё одну попытку приоткрыть вуаль, за которой спрятана подлинная история, случившаяся в датском королевстве в один из смутных его периодов, предпринял болгарин Недялко Иорданов. В его пьесе «Убийство Гонзаго» событийная канва преподнесена под углом зрения участников бродячей актёрской труппы, которые по инициативе принца инсценируют убийство его отца. Любопытно, что Иорданов не только меняет ракурс, но и дополняет сюжетный ряд «Гамлета», излагая версию того, что случилось с актёрами после спектакля: они попадают под уголовную статью о заговоре против короля, их арестовывают, пытают, а чудесное спасение приходит только в лице восшедшего на престол Фортинбранса.

Возможно, не случайным является тот факт, что обе пьесы были написаны вскоре после открытия голограммы. Хотя авторы и раньше заимствовали друг у друга сюжеты, переделывая их на свой лад, никто и никогда не подходил к этому делу столь творчески как Стоппард. Менялись, обычно, сюжетные линии или характеры персонажей, но никогда – углы обозрения.

Забавно, но с каждым годом число «Гамлетов» все увеличивается, и, возможно, скоро сочинение интерпретаций трагедии Шекспира превратиться в очередной флэш-моб. Вот уже на Урале создают молодёжно-сленгового принца Датского, где, оказывается, никто, в том числе и он сам, не умирает и все в конце дружно и попарно идут под венец. А вопреки этому бравурному «Гамлету» появляется печальный дамский взгляд, где повествование рассматривается сквозь призму Офелии и Гертруды. И, наконец, тут как тут Борис Акунин, отправляющий предка Фандорина Горацио фон Дорна из родной Германии в Эльсинор, где вновь звучит незабвенный вопрос «Быть или не быть?».

Не исключено, что в дальнейшем гамлетовская коллекция пополнится новыми срезами, которые отразят точку зрения на происшедшее канцлера Полония, солдата Франциско, первого и второго могильщика, а также (почему бы и нет) крепостных стен Эльсинора или кубка с отравленным вином. Особенно интересно было бы узнать версию случившегося в изложении призрака отца Гамлета. Возможно, она окажется наиболее полной и приближенной к Абсолюту.



Poll

Humanity is in a deep crisis. What will be next?





Results



Pressing topic

Is there any light at the end of the tunnel?
Our civilization is in crisis, affecting all spheres of life. In which way will the situation develop in the nearest future?
Read more...



Our partners



Наш баннер


Sovet-8 200x80 02