• :
  • :
Russian (CIS)English (United Kingdom)
Understanding responsibility participation
Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно. (Конфуций)
Идеология идеального общества


Open Consciousness



Feedback

Enter website


Квадрат Пифагора 
Позволяет определить задатки, склонности и способности, заложенные человеку в момент его рождения.

 

Социальная сеть Антакарана
Единое поле общения для людей, ориентированных на духовное развитие и самосовершенствование.


Книга Урантии
Электронная версия одного из уникальных мировоззренчкеских трудов второй половины ХХ века

Игра "Лила чакра"

Игра самопознания Лила создана в Индии много веков назад. С помощью игры Лила меняется жизнь и судьба.

СЧАСТЬЕ КАК СОУЧАСТИЕ

Слово счастье перешло в ранг «высоких понятий» совсем недавно. Ещё в XIX веке оно прочно ассоциировалось с удачей и везением (см. словарь Даля). По мнению этимолога Бернекера первоначально счастье означало «доля, совместное участие». Некоторые исследователи полагают, что на пьедестал его возвели большевики, выделив тем самым в ряду близких понятий, связанных с частными переживаниями (удовольствие, наслаждение) и религиозным мироощущением (блаженство). Таким образом, счастье заняло место выше «радостей земных», но ниже «неземного блаженства».

Другими словами, счастье заставляет к себе тянуться, однако не требует экстрасенсорных способностей, необходимых для переживания мистического экстаза. Счастье – это то, чего нам недостаёт. В некотором роде это недостаток, лишающий нас покоя: «Счастье – побудительный мотив любых поступков любого человека, даже того, кто собирается повеситься» (Блез Паскаль). Недостаток не в смысле «порок», а как «изъян» в его подспудном значении «нечто изъятое» – отсутствие чего-то, к чему мы причастны.

Так из-за чего же мы лишены покоя, чего нам так недостаёт?
 
Выдающийся испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет в цикле лекций «Что такое философия?» одно из своих резюме формулирует следующим образом: «Каждый из нас наполовину то, что он есть, а наполовину – окружение, в котором он живёт. Когда последнее совпадает со свойствами нашего характера, благоприятствует им, то наша личность реализуется полностью; одобрение её внешних проявлений побуждает её к развитию внутренних сил. Враждебное окружение, поскольку оно и внутри нас, толкает нас на сопротивление и ведёт к постоянному разладу, угнетает, препятствует развитию и полному расцвету нашей личности». «Человек состоит из того, что у него есть и того, чего ему не хватает», – подытоживает философ. Этот силлогизм прекрасно дополняет высказывание Августина Блаженного: «Человеческое сердце не находит себе покоя, пока оно не осуществит смысл и цель своей жизни». Если завершить цепь рассуждений приведённой выше цитатой Паскаля, можно добавить, что в свою очередь смыслом и целью жизни является счастье.

Однако вернёмся к Ортеге. Подвергнув критике и античные представления о мире, как о чем-то внешнем по отношению к Я, и убеждённость новейшей философии в том, что мир заключён в Я, Ортега поставил между Я и миром предлог «с», указывающий, как известно, на совместность, присоединение: «В итоге, господа, в суровых и ожесточённых поисках исходных данных Универсума, несомненно в Универсуме имеющихся, я обнаружил первичное и фундаментальное явление, которое основывается и утверждается на самом себе. Это явление – совместное существование Я, или субъективности, и его мира. Одного без другого не существует. Я не могу осознать себя иначе, чем осознавая объекты, окружение. Я не мыслю, если не мыслю о вещах, – стало быть, обнаруживая себя, я всегда обнаруживаю рядом с собой некий мир. Я, являясь субъективностью и мышлением, оказываюсь частью двойственного явления, другую часть которого составляет мир. Стало быть, радикальным и подлинным данным является не моё существование, не то, что я существую, а моё сосуществование с миром».

Для нас появление предлога «с»между человеком и миром чрезвычайно важный факт. Ведь этимологически счастье указывает на причастность: со-частье. Следовательно, полнота бытия определяется степенью совпадения Я с миром, гармоничностью их сосуществования. Я не господствую над миром, значит, моё счастье не в способности его подчинить, но и мир не господствует надо мной, следовательно, моё счастье не в умении под него подстроиться. Моё счастье возможно, когда я налажу отношения с миром. То есть путь к счастью лежит через совместимость Я с миром, через умение достичь понимания.
Тут будет уместно как можно полнее раскрыть значение термина «понимание». Вот что сообщает статья из словаря по общей психологии(сост. Л.А. Карпенко, Л.А. Радзиховский):  Понимание —
1) способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат;
2) вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействий. Без П. как особого состояния субъекта невозможны продолжение общения, координация действий и какие-либо другие осмысленные действия и воздействия. П. не следует отождествлять со знанием (т.е. способностью человека усвоить и воспроизвести сумму сведений, в правильности которых он не сомневается), поскольку возможно знание без П. и П. без знания ("непосредственное усмотрение"). Для П. характерно ощущение ясной внутренней связанности, организованности рассматриваемых явлений. Это может быть логическая упорядоченность, ясное "видение" причинно-следственных связей, когда ранее механически перечисляемые факты объединяются в единую логическую систему. Возможно ясное ощущение субъектом связанности и осмысленности явлений и без усмотрения их логического каркаса. Возможно, наконец, П. на основе сопереживания, идентификации (П. эмоций другого человека; нерасчленимое "П. человека"; П. этических и эстетических явлений и т. д.). Результат П. — смысл — субъективно уникален для субъекта, но непроизволен, ибо П. определяется в конечном счёте социокультурными условиями, независимыми от индивида.

Добавим к этому синонимический ряд слова: познавание, познание, сознание, постигание, постижение, воспринятие, восприятие, проникновение, усвоение, уразумение, уяснение – и мы получим достаточно подробное представление о путях и способах налаживания отношений с миром.

Однако это ещё не все. «Понимание» в переводе на латинский – «conscientia». В свою очередь, на русский язык это слово переводится также как «сознание» и «совесть». Помимо латинского родственника эти слова объединяют синонимы «знать» и «ведать». Кроме того, ныне автономные понятия обнаруживают общий корень в речевой практике. Словосочетание «сознательный человек» практически идентично выражению «совестливый человек». А сознательность и совестливость в русском языке объединены в понятие «ответственность» (отметим, что ответственность – это больше, чем обязательность: в отличие от обязательности, предполагающей исполнение обещаний любой ценой, ответственность подразумевает принципиальную – сознательную – невозможность поступить не по совести).

Таким образом, полнота бытия предполагает сосуществование с миром через понимание (во всем многообразии этого слова) и осознание индивидом своей ответственности. Развитие этих качеств происходит посредством работы сознания и совести. Их совместная деятельность, в свою очередь, открывает нам новую грань «conscientia».

Индикатором активности сознания и совести и одновременно ещё одним связующим звеном этих понятий выступает сомнение: сомнение в своих знаниях является непременным условием развития сознания, сомнение в правильности поступков – верный признак наличия совести. Сомнение – обязательное условие развития личности. Только так – сомневаясь – человек выходит на новый уровень понимания мира и тем самым достигает большего совпадения с ним. Структура слов также указывает на внутреннюю связь сомнения с сознанием и совестью: (со)мнение – (со)знание – (со)весть.

Многозначность «conscientia» в русском языке можно изобразить в виде треугольника, в основе которого лежит сомнение, а боковые стороны составляют сознание и совесть. При этом наша геометрическая фигура имеет продолжение. Минуя точку пересечения – вершину треугольника – сознание переходит в линию понимания, а совесть превращается в ответственность. Если из чистого стремления к симметрии закончить рисунок, соединив «понимание» и «ответственность», верхней планкой, на наш взгляд, окажется не что иное как «участие».

Согласно словарю, участие это: 1) сотрудничество, деятельность по совместному выполнению какого-нибудь общего дела; 2) обладание долей, паем в чем-нибудь, в каком-нибудь предприятии, деле; 3) сочувствие, сердечное отношение. А вот синонимы: интерес, забота, беспокойство, сочувствие; причастность, отношение, касательство, соучастие; соболезнование, отзывчивость, сострадание, фигурирование, сопричастность, помощь, деятельность, внимание, покровительство, чуткость, содействие, внимательность, жалость, прикосновенность, членство, сопричастие…

Таким образом, «conscientia» в нашем толковании можно представить как некую созидательную энергию сомнения, которая посредством сознания и совести преобразовывается в понимание и ответственность и, в конце концов, трансформируется в участие. Словом ли, делом ли – участие всегда поступок. Это выход в свет «conscientia» субъекта, его внутреннего беспокойства. Выражение беспокойства по отношению к объекту есть забота о нем. Следовательно, участие Я в со-бытии с миром суть проявление заботы о мире и одновременно объективация озабоченности индивида, его рефлексии.

Если исходить из нашей схемы, бессовестные, безответственные и неосознанные поступки не способствуют обретению целостности. Партнёрского консенсуса с миром можно достичь через деятельность, исходящую из «conscientia». Точно так же безучастность не позволяет ощутить полноту бытия. Не получающая объективации рефлексия в конечном итоге приводит к душевным терзаниям, которые в свою очередь ведут к отчаянию (антонимическому состоянию по отношению к счастью) и порой вызывают сбои в работе сознания и совести, проще говоря, нарушения психики.

Возвращаясь к конфигурации «conscientia», напоследок обратим внимание на неразрывную связь и взаимозависимость всех отрезков фигуры. Для этого превратим её углы в округлости. Полученная восьмёрка – это одновременно и символ «восьмеричного пути» (разумеется, в небуддийском понимании), и знак преображения индивидуума в момент, когда его Я по-партнёрски деятельно и по-дружески заботливо сосуществует с миром – с заинтересованным вниманием, осознанно и ответственно, с сердечной отзывчивостью и в согласии с совестью. Словом, наша восьмёрка – это отображение наполненной смыслом и эмоциями жизни. Существование индивида превращается в жизнь, когда он проявляет участие к окружающему миру.

Осмысленное присутствие индивида в мире, его стремление понять причинно-следственную связь жизненных процессов и живое участие в происходящих событиях позволяют ему непрерывно ощущать свою жизнь и тем самым достигать полноты бытия. Соучастие с миром в со-бытие, этакая творящаяся в пространстве-времени с-миренность (не имеющая ничего общего с покорностью судьбе) в любом остановленном мгновении суть обретённая цельность: с-частье. Вопреки этимологии, позволим себе заявление, что человек есть соотношение того, что скрывает его чело, с веком, в котором он живёт. В этом смысле выведенное нами счастье не что иное как таинство причастия чело/века, приобщение к сущему, проявление в логосе «Я есмь сущий».

Однако остановить мгновение и воочию узреть это таинство нам не дано. Русский язык допускает лишь ощущение счастья – мы не можем его чувствовать или испытывать. Нельзя стать счастливым – счастливым можно быть. Следовательно, счастье не в обретении (не в будущем), а в становлении (в настоящем). Выходит, искомое нами непреходящее счастье – это непрерывное становление. Становление недремлющего Я, присутствующего в каждом миге своего бытия как «Я есмь сущий». Непрестанно быть в бытии, в своей действительности, – вот верный способ, выражаясь словами Ортеги, «совпасть с миром».

Быть – значит открываться для мира и открывать для себя мир («Истинно говорю вам, если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» Мф. 18:3), каждый день напоминать себе: «Я знаю, что ничего не знаю», и в любой ситуации руководствоваться заветом Козьмы Пруткова: «Зри в корень!». Становление – это «вечное возвращение» к истинному Я от Я субъективного, то и дело норовящего стать кем-то другим: утвердиться в составленном о себе представлении. «Все мёртвое – твёрдое, все живое – мягкое», – гласит восточная мудрость. Быть – значит жить. Быть счастливым – значит жить по-настоящему и в настоящем: «Хочешь быть счастливым, будь им!». Только «будь им» должно звучать здесь не буднично, а как ворвавшийся в сон дребезжащий звонок будильника.


Poll

Humanity is in a deep crisis. What will be next?





Results



Pressing topic

Is there any light at the end of the tunnel?
Our civilization is in crisis, affecting all spheres of life. In which way will the situation develop in the nearest future?
Read more...



Our partners



Наш баннер


Sovet-8 200x80 02