• :
  • :
Russian (CIS)English (United Kingdom)
Understanding responsibility participation
Знание - это припоминание себя. (Платон)
Идеология идеального общества


Open Consciousness



Feedback

Enter website


Квадрат Пифагора 
Позволяет определить задатки, склонности и способности, заложенные человеку в момент его рождения.

 

Социальная сеть Антакарана
Единое поле общения для людей, ориентированных на духовное развитие и самосовершенствование.


Книга Урантии
Электронная версия одного из уникальных мировоззренчкеских трудов второй половины ХХ века

Игра "Лила чакра"

Игра самопознания Лила создана в Индии много веков назад. С помощью игры Лила меняется жизнь и судьба.

БЫТЬ ОТЛИЧНЫМ или Иной как Спаситель, инаковость как спасение

Если б мир был совершенен, он был бы закончен и не предполагал развития. Однако история человечества суть бесконечный эволюционный процесс, сопровождающийся революционными скачками. Следовательно, мир несовершенен, и несовершенство – его неотъемлемое свойство. Осознать ограниченность и недостаточность мира мы можем постигая метафизическую полноту, некое совершенство. Для удобства назовем это нечто Богом.

 I
Бог совершенен, а значит, он отличен от мира. Согласно учению христианского богослова, ересиарха и гностика Маркиона, Бог существует извечно, чуждый миру, отсутствуя в мире, не соприкасаясь с ним, в полном отдалении, но именно в силу того, что он абсолютно иной, он придает завершенность миру, возмещает его ущербность. Одним тем, что он не имеет к миру никакого отношения, он его спасает. Божественное деяние для Маркиона – не сотворение мира, а его растворение: уничтожение зла, из которого он создан.

Итак, Бог спасает мир своей инаковостью, или: отличностью. Отличный в русском языке не только иной, но и очень хороший. Заключительный стих 1-й главы Бытия – «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» – мог заканчиваться по-другому: «и вот, отлично». Однако перевод исключает такого рода двусмысленность и делает акцент на удовлетворенности Всемогущего результатом. Казалось бы, это свидетельствует о безупречности его творения и опровергает наши доводы об ущербности мира. Но только на первый взгляд. Уже во 2-й главе Бог, глядя на свое создание, произносит «не хорошо»: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (2:18). Как мы видим, процесс творения не ограничился шестью днями; «хорошо весьма» – не окончательный вердикт, а промежуточная оценка, за которой последовала прямо противоположная – «не хорошо». На седьмой день Бог решил отдохнуть; что было дальше, известно: грехопадение, начало человеческого рода, первые братоубийство и хамство; потоп, разрушение Вавилонской башни, история Содома и Гоморры; и прочее, прочее, прочее… С момента сотворения неба и земли мир по сей день находится в непрерывном становлении. А значит, как мы и говорили, он изначально и всегда несовершенен.

Разница между недостаточностью мира и божественной полнотой есть potential, в переводе на русский: напряжение (отношение бог–мир, где напряжение создает отдаление (не оторванность!) бога) и возможность (мир–бог). Бог – понятие неопределенное, мы прибегли к нему, чтобы обозначить совершенство и полноту. Поэтому не будем сейчас рассматривать божественный потенциал, а сосредоточим внимание на отношениях мир–бог, иначе говоря, на наших человеческих возможностях. В общем, мы намерены обозначить вектор самореализации личности.

 
II
Как известно, природа не терпит пустоты. Стало быть, возмещение ущербности, восполнение недостаточности, другими словами, стремление к совершенству – процесс закономерный и даже предопределенный. Осознает это человек или нет, его «Я» всей душой жаждет гармонии. Собственно, обретение цельности – это и есть смысл земного существования. Но как достичь полноты своего бытия, находясь в несовершенном мире? По-видимому, уподобляясь Богу – путем обособления, став в полном смысле слова собой, то есть отличным.

Быть отличным – значит быть в принципе. Когда мы говорим, что нечто/некто есть, мы наделяем объект отличительными признаками, позволяющими нам понять, что мы имеем дело именно с этим, а не с тем. Стоит уточнить: отличный – это либо иной, либо другой. Синонимичность здесь не означает полную тождественность.

Русское слово иной восходит к древне-прусскому ains и латинскому ūnus – «один», а также родственно литовскому ìnas «действительный, правильный», кроме того, как указывается в словаре Макса Фасмера, обнаруживает связь «с лтш. eidene «вдова» из einene — ср.: датск. enke «вдова» от еnk «одинокий». В случае со словом другой все гораздо проще – на большинстве славянских языков оно до сих пор означает второй. Таким образом, Иной истинен, уникален и одинок, в то время как Другой – это второй участник диалога: ближний. В двоице бог–мир, Иной, безусловно, соответствует Богу, а Другой – миру.

Новозаветная «наибольшая заповедь в законе» учит любви к Богу; «вторая же заповедь подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:35-40). Христианин должен объединить в себе любовь к Богу и ближнему. Если исходить из того, что цель и содержание спасения в христианстве – реализация единства человека с Богом, можно представить адепта, живущего по заповедям, как связующее звено между окружающими его ближними и Богом. В этом случае полнота бытия достигается через любовь, путем слияния в себе Бога и мира – несовершенного мира и отличного от него Иного – растворения мирской ущербности в божественном совершенстве. Не вдаваясь в подробности, отметим, что любовь можно охарактеризовать как некую энергию, волю к преодолению недостаточности и достижению полноты.

Так как слово «Бог» используется нами в вольной трактовке, в качестве обозначения абсолютной благости, мы вправе несколько снизить уровень трансцендентности и заменить понятие «любовь к Богу» на ницшеанское «любовь к дальнему»: «Выше любви к ближнему стоит любовь к дальнему и будущему…» («Так говорил Заратустра»). Любовь к дальнему – это устремленность всем своим существом к сверхчеловеку, совершенному человеку будущего. Дальний – это Иной: уникальный, одинокий и истинный.

Перефразировав вышесказанное, получим, что полнота бытия достигается через любовь, путем слияния в себе Иного и Другого, а значит, реализация личности есть способность быть отличным in principle. Тот, кто достиг реализации, не отличает Иного от Другого, он с одинаковой искренней любовью относится и к дальнему и к ближнему – к некоему идеалу и окружающим. Уподобляясь идеалу, он растворяет в себе человеческие пороки, следуя восточному принципу «мягкое побеждает твердое», но делает это не для победы над человеческой природой, а из любви к ней. 

 
III
Нам остается рассмотреть еще один аспект понятия отличный. Названное прилагательное происходит от глаголов отличать, отличаться. Глагольная приставка от- выражает движение, начинающееся отделением от какого-либо предела (напр. отъехать от аэропорта). В нашем случае отличаться – значит отделяться от личности. Слово личность в свою очередь происходит от существительного лицо и далее – от древнерусского лик.

О многозначности лика мы можем судить по производным этого слова: облик (внешний вид), приличие (манеры), сличать (сравнивать), (из)обличать, уличать (выводить на чистую воду), ликовать (радоваться в толпе)... Этимологически лик означает изображение, образ; глагол ликовать связан с укр. лик «толпа, собрание», болг. лик «хор»; еще одна цепочка (по Фасмеру): южн., зап. укр. лiк «счет», блр. лiк – то же, польск. lik «число, количество», liczny «многочисленный»; отсюда личи́ть «считать», южн., укр. лiчи́ти, болг. ли́ча́ «объявляю, возвещаю», сербохорв. ли́чити, ли̑чи̑м – то же, чеш. líčiti «рассказывать, изображать», польск. liczyć «считать, вычислять», н.-луж. ličić – то же, н.-луж. licyś – скорее всего, от гл. ličiti «делать явным».

Таким образом, личать – значит делать явным, определенным: при помощи счета, изображения, рассказа и т.д. Это все равно, что вызывать из небытия, упорядочивать хаос, то есть наделять пустоту формой. Стало быть, отличать – это следующий шаг: переход от формы к содержанию.

Помня об этом, вернемся к современному значению прилагательного отличный – непохожий на нечто общепринятое. В латинском языке общепринятое, обыденное мнение обозначается словом «dоха», ему противопоставляется раrаdоха – другое, оригинальное мнение. Следовательно, отличному присуща парадоксальность в суждениях. В этом смысле парадоксальность его суть, содержание. Недаром, у Пушкина «гений – парадоксов друг».

Как известно, к своему гению прислушивался «ничего не знавший» Сократ. Именно он – гений Сократа – стал прародителем современной философии, основанной на диалектике. Есть мнение, что гением в древности называли человеческую интуицию, подсказывающую порой парадоксальные, но всегда верные решения. В контексте нашего исследования гений, безусловно, относится к дальнему. Возможно, это живущий в каждом из нас идеал, потенциальное божество, которое нужно распознать и развить, чтобы соотносить с ним свои действия.                                                                                                Как бы мы ни называли конечную цель своих устремлений – Бог, дальний, гений – все это идеал, характерной чертой которого является отличность, парадоксальность. Присущая всем нам внутренняя инаковость – прирожденная критичность – оберегает нас от растворения в несовершенстве мира и одновременно растворяет в себе это несовершенство, не позволяя ему множиться. Инаковость, основанная на любви, есть главное условие спасения – как личного, так и общечеловеческого.

Однако распознать в себе внутреннего критика удается далеко не всем. Большинство людей руководствуется так называемым общим мнением и с нетерпимостью относится к проявлениям инакомыслия. Причина подобного поведения заключается в    интеллектуальной лени. Потому презрительное отношение к инакомыслящим – величайшая глупость: именно так ведет себя утопающий, тянущий вниз пришедшего на помощь.

В «Книге пути и благодати» Лао Цзы есть слова, которыми нам хотелось бы завершить свое исследование: «Человек высшей учености, узнав о дао, стремится к его осуществлению. Человек средний учености, узнав о дао, то соблюдает его, то его нарушает. Человек низшей учености, узнав о дао, подвергает его насмешке. Если оно не подверглось бы насмешке, оно не являлось бы дао. Поэтому существует поговорка: кто узнает дао, похож на темного; кто проникает в дао, похож на отступающего; кто на высоте дао, похож на заблуждающегося; человек высшей добродетели похож на простого; великий просвещенный похож на презираемого; безграничная добродетель похожа на ее недостаток; распространение добродетели похоже на ее расхищение; истинная правда похожа на ее отсутствие».

 

 

 



Poll

Humanity is in a deep crisis. What will be next?





Results



Pressing topic

Is there any light at the end of the tunnel?
Our civilization is in crisis, affecting all spheres of life. In which way will the situation develop in the nearest future?
Read more...



Our partners



Наш баннер


Sovet-8 200x80 02