• :
  • :
Russian (CIS)English (United Kingdom)
Understanding responsibility participation
Знание - это припоминание себя. (Платон)
Идеология идеального общества


Open Consciousness



Feedback

Enter website


Квадрат Пифагора 
Позволяет определить задатки, склонности и способности, заложенные человеку в момент его рождения.

 

Социальная сеть Антакарана
Единое поле общения для людей, ориентированных на духовное развитие и самосовершенствование.


Книга Урантии
Электронная версия одного из уникальных мировоззренчкеских трудов второй половины ХХ века

Игра "Лила чакра"

Игра самопознания Лила создана в Индии много веков назад. С помощью игры Лила меняется жизнь и судьба.

НЕЙРОБИОЛОГИЯ МЕДИТАЦИИ

Когда в 2005 г. Нейробиологическое Общество позвало Тензина Гьяцо (14-го далай-ламу) на свое ежегодное заседание в Вашингтоне, среди 35 тыс. присутству­ющих несколько сотен человек требовали отменить приглашение. Они считали, что на научном собра­нии нет места религиозным лидерам. Но оказалось, что именно он задал собравшимся провокационный и полезный вопрос. Тензин Гьяцо спросил: «Какая может быть связь между буддизмом, древнеиндийскими религиозно-фи­лософскими традициями и современной наукой?»

 
Прежде чем начинать разговор, далай-лама уже успел кое-что сделать для поиска ответа на этот вопрос. В 1980-х гг. он инициировал обсуждение перспектив со­трудничества науки и буддизма, что привело к созданию Института «Ум и жизнь», направленного на изучение ме­дитативных наук. В 2000 г. он поставил перед проектом новую цель, организовав направление «Медитативная нейробиология», и пригласил ученых изучать активность мозга у буддистов, серьезно занимающихся медитацией и имеющих более 10 тыс. часов практики.

За прошедшие 15 лет более 100 буддистов, монахов и мирян, а также большое количество людей, недавно начавших заниматься медитацией, приняли участие в научных экспериментах в Висконсинском университе­те в Мадисоне и в 19 других университетах. Статья, ко­торую вы сейчас читаете, — результат сотрудничества между двумя нейробиологами и буддийским монахом, первоначально учившимся на биолога.

Сравнив картины активности мозга у людей, медити­ровавших в своей жизни десятки тысяч часов, и тех, кто занимается этим недавно, мы начали понимать, почему такие методы тренировки сознания могут дать большие когнитивные и эмоциональные преимущества. Цели ме­дитации пересекаются со многими задачами клиниче­ской психологии, психиатрии, профилактической меди­цины и образования. Все большее число исследований свидетельствует в пользу того, что медитация может быть эффективна при лечении депрессии, хронических болей и для формирования общего ощущения благопо­лучия.

Открытие преимуществ медитации согласуется с дан­ными, которые были недавно получены нейробиологами, что взрослый мозг сохраняет способность значительно меняться под воздействием опыта. Было показано, что в мозге происходят изменения, когда мы, например, учимся жонглировать или играть на музыкальном ин­струменте, и такое явление называют нейропластичностью. По мере возрастания мастерства у скрипача уве­личиваются области мозга, контролирующие движения пальцев. По-видимому, похожие процессы происходят и при медитации. В окружающей среде ничего не меня­ется, но медитирующий регулирует свое психическое состояние, создавая внутренний опыт, который влияет на работу и структуру мозга. В результате проводящихся исследований накапливаются доказательства позитив­ного воздействия медитации на мозг, мышление и даже на весь организм в целом

Достижения в области нейровизуализации и других технологий позволили ученым понять, что происходит в мозге при каждой из трех основных форм буддистской медитации—концентрации внимания, осознанности и сострадания. Приведенная ниже схема позволяет увидеть цикл событий, происходящих во время медитации внимания, и активацию соответствующих им областей мозга.

Что такое медитация? Медитация встречается в духовных практиках почти всех крупных религий. СМИ, упоминая о медитации, ис­пользуют это слово в разных значениях. Мы будем гово­рить о медитации как о способе развития основных че­ловеческих качеств, таких как устойчивость и ясность ума, душевное равновесие и даже любовь и сострада­ние, — тех качеств, которые спят, пока человек не прило­жит усилия для их развития. Кроме того, медитация — это процесс знакомства с более спокойным и гибким об­разом жизни.

Медитация — достаточно простое занятие, и ею мож­но заниматься где угодно. Для этого не требуется специ­ального оборудования или формы одежды. Чтобы начать «тренировку», человек должен принять комфортную позу, не очень напряженную, но и не слишком расслабленную, и пожелать изменений в себе, благополучия и облегче­ния страданий другим людям. Потом необходимо ста­билизировать сознание, которое часто бывает неупоря­доченно и наполнено потоком внутреннего шума. Чтобы контролировать сознание, его надо избавить от автоматических мыслительных ассоциаций и внутренней рас­сеянности.

Рассмотрим, что происходит в мозге во время трех распространенных типов медитации, которые приш­ли из буддизма, а сейчас используются вне религиозно­го контекста в больницах и школах по всему миру. Пер­вый тип медитации— так называемая медитация — концентрация внимания: сознание в текущий момент времени ограничивают и направляют, развивая спо­собность не отвлекаться. Второй тип — медитация осознанности (ясного ума) или свободного восприятия, во время которой человек стремится развить спокойное понимание собственных эмоций, мыслей и чувств, пе­реживаемых им в настоящее время, чтобы не позволить им выйти из-под контроля и довести его до психического расстройства. При этом типе медитации человек сохра­няет внимание к любым своим переживаниям, но не фо­кусируется на чем-то конкретном. И, наконец, третий тип известен в буддистской практике как сострадание и милосердие и способствует альтруистическому отно­шению к окружающим.
 

                                         Под наблюдением приборов

Нейробиологи лишь недавно начали изучать явления, происходящие в мозге при различных типах медита­ции. Венди Хазенкамп (WendyHasenkamp) из Универси­тета Эмори вместе с коллегами использовала томогра­фию, чтобы выявить участки мозга, в которых наблюда­ется повышенная активность концентрации внимания во время медитации. Находясь в томографе, испытуемые сосредоточивались на ощущениях при дыхании. Обыч­но внимание начинает ускользать, медитирующий дол­жен распознать это и вернуть себе сосредоточенность на ритме вдоха и выдоха. В данном исследовании испы­туемый должен был с помощью кнопки подать сигнал о потере внимания. Исследователи определили, что су­ществует цикл из четырех этапов: ускользание внима­ния, момент осознания отвлечения, переориентация внимания и возобновление сосредоточенного внимания.

На каждом из четырех этапов задействованы разные участки мозга. На первом этапе, когда происходит отвле­чение, усиливается активность областей, образующих сеть пассивного режима работы мозга. Она объединя­ет такие области, как медиальная префронтальная зона коры, задняя поясная кора, предклинье, нижняя темен­ная долька и латеральная область височной коры. Известно, что данные структуры активны в то время, когда мы «витаем в облаках». Они играют ведущую роль в соз­дании и поддержании внутренней модели мира, осно­ванной на долговременной памяти о себе и окружающих.

В то время как один из соавторов этой статьи, Матье Рикар медитирует, активность его мозга активно регистрируется с помощью электроэнцефалограммы мозга.В то время как один из соавторов этой статьи, Матье Рикар медитирует, активность его мозга активно регистрируется с помощью электроэнцефалограммы мозга.

На втором этапе, когда осознается отвлечение, активи­руются другие участки мозга — передняя часть остров­ка и передняя поясная кора (структуры образуют сеть, отвечающую за познавательные и эмоциональные функ­ции). Эти области связаны с субъективно воспринимае­мыми чувствами, которые могут, например, способство­вать отвлечению во время выполнения задания. Пред­полагается, что они играют ключевую роль в выявлении новых событий и переключении между разными сетями нейронов во время медитации. Например, они могут вывести мозг из пассивного режима работы.

На третьем этапе вовлекаются дополнительные об­ласти, в том числе дорсолатеральная префронтальная кора и нижнелатеральная часть теменной доли, кото­рые возвращают внимание, «отцепляя» его от отвлека­ющего стимула.

И, наконец, на последнем, четвертом этапе сохраняет­ся высокий уровень активности в дорсолатеральной пре­фронтальной коре, что позволяет удерживать внимание медитирующего на заданной цели, например на дыхании.

В дальнейшем мы наблюдали в нашей лаборатории в Висконсине различия активности мозга в зависимо­сти от опыта испытуемых. Как это ни парадоксально, но у людей, имевших серьезный опыт медитации (более 10 тыс. часов), по сравнению с новичками наблюдалась меньшая активность в областях, связанных с восста­новлением внимания. По мере накопления опыта люди учатся удерживать внимание, затрачивая меньше усилий. Похожее явление наблюдается у профессиональных музыкантов и спортсменов, выполняющих действия ав­томатически с минимальным сознательным контролем.

Кроме того, для исследования влияния медитации, связанной с концентрацией внимания, мы изучали до­бровольцев до и после трехмесячного периода интен­сивных занятий как минимум по восемь часов вдень. Им выдавали наушники, из которых раздавались зву­ки определенной частоты, а иногда— чуть более высо­кие звуки. На протяжении десяти минут люди должны были сосредоточиться на звуках и реагировать на воз­никающий более высокий тон. Оказалось, что у людей после периода длительных медитаций было меньше раз­личий в скорости реакции от раза к разу по сравнению с теми, кто не занимался медитацией. Это означает, что после длительных тренировок сознания человек лучше сохраняет внимание и реже отвлекается. У людей с опы­том медитации электрическая активность в ответ на вы­сокие звуки была более стабильной.
 

                                            Поток сознания

Во второй, тоже хорошо изученной форме медитации,  участвует другой тип внимания. При медитации осоз­нанности, или свободного восприятия, медитирующий должен замечать все взгляды или звуки и отслеживать свои ощуще­ния, а также внутренний диалог. Человек остается в курсе происхо­дящего, не фокусируясь на каком- то одном чувстве или одной мысли, и возвращает себя к этому отстра­ненному восприятию, как только сознание начинает блуждать.В ре­зультате таких упражнений обыч­ные повседневные раздражающие события — агрессивный колле­га на работе, назойливый ребенок дома— теряют разрушающее дей­ствие и развивается ощущение пси­хологического благополучия.

Вместе с Хелен Слагтер (HeleenSlagter), работавшей с нами в Ви­сконсине, мы захотели разобрать­ся в том. как такой вид занятий ме­няет восприятие.Мы оценивали, как медитация осознанности влия­ет на способность замечать быстро предъявляемые зрительные стиму­лы. Участники эксперимента долж­ны были заметить два числа, кото­рые быстро мелькали на экране сре­ди череды букв. Если второе число возникало спустя 300 миллисекунд после первого, люди часто не замечали второго. Такое яв­ление называют миганием внимания. Если второе чис­ло возникает через 600 миллисекунд, обычно проблем с тем, чтобы его заметить, не возникает. Мигание внимания возникает из-за того, что мозгу сложно анализиро­вать два стимула, предъявляемых с маленьким интерва­лом. Если на первый стимул направлено слишком много внимания, то второй обычно не замечают, хотя во вре­мя некоторых предъявлений наблюдатель его видит.

Мы предположили, что занятия медитацией могут умень­шить склонность «застревать» на первом стимуле. При медитации осознанности люди учатся видеть и не реаги­ровать, и в результате может снизиться вероятность ми­гания внимания. И действительно: оказалось, что после трех месяцев интенсивных занятий медитацией люди замечали оба числа чаще, чем представители контрольной группы. Улучшение восприятия отразилось также и в ослаблении реакции мозга на первое число. В резуль­тате наблюдений за электрической активностью моз­га, а именно за амплитудой P3b-компонента вызванного потенциала, которая позволяет оценить распределение внимания, выяснилось, что люди, занимающиеся меди­тацией, могут оптимизировать свое внимание таким об­разом, чтобы свести к минимуму эффект мигания.

Осознание неприятных ощущений позволяет умень­шить неадаптивные эмоциональные реакции, помога­ет преодолеть неприятные ощущения и может быть осо­бенно полезным для борьбы с болью. В нашей лаборато­рии в Висконсине мы изучали людей, имеющих большой опыт медитации, в то время как они занимались слож­ной формой медитации осознанности, называемой от­крытым присутствием. При такой разновидности ме­дитации, которую еще иногда называют чистым вос­приятием, сознание спокойно и расслаблено, ни на чем не сосредоточено, но при этом сохраняется живая яс­ность ума без возбуждения или заторможенности. Медитирующий наблюдает, не пытаясь интерпретировать, изменить, избавиться или проигнорировать болезнен­ные ощущения. Мы обнаружили, что при медитации ин­тенсивность боли не снижается, но это беспокоит меди­тирующего меньше, чем людей из контрольной группы.

По сравнению с новичками у людей, имеющих большой опыт медитации, в период перед болевым воздействием наблюдалась меньшая активность в областях мозга, свя­занных с тревожностью,— островке и миндалине. При повторных болевых воздействиях в мозге опытных меди­тирующих в областях, связанных с болью, наблюдалось более быстрое привыкание, чем у новичков. В других те­стах,  проведенных в нашей лаборатории, было показано, что тренировки сознания повышают способность кон­тролировать и смягчать основные физиологические ре­акции, например воспаление или выделение гормонов в социальных стрессовых ситуациях, таких как публич­ное выступление или устный счет перед лицом строгой комиссии.

В нескольких исследованиях показано, что медита­ция осознанности благотворно влияет при симптомах тревожности или депрессии, а также улучшает сон. По­лучив возможность сознательно наблюдать и отслежи­вать свои мысли и эмоции, пациенты с депрессией могут использовать медитацию в тревожных ситуациях для управления спонтанно возникающими и навязчивыми негативными мыслями и чувствами. Клинические пси­хологи Джон Тисдейл (JohnTeasdalc), работавший в Кем­бриджском университете, и Зиндел Сигал (ZindelSegal) из Торонтского университета в 2000 г. показали, что у пациентов, которые ранее пережили не менее трех пе­риодов депрессии, после шести месяцев занятий меди­тацией осознанности в сочетании с когнитивной пси­хотерапией риск рецидива в течение года снижается примерно на 40%. Позже Сегал показал, что медитация действует лучше, чем плацебо, и по эффективности со­поставима со стандартными способами антидепрессивной терапии.
 

                                     Сострадание и милосердие

Третий тип медитации развивает чувства сострадания и милосердия по отношению к людям. Вначале медити­рующий осознает потребности другого человека, затем испытывает искреннее желание помочь или облегчить страдания других людей, защищая их от их собственно­го деструктивного поведения.

Войдя в состояние сострадания, медитирующий ино­гда начинает испытывать те же чувства, что и другой человек. Но для формирования сострадательного состо­яния недостаточно наличия просто эмоционального ре­зонанса с чувствами другого. Должно еще быть беско­рыстное желание помочь тому, кто страдает. Эта форма медитации, направленная на любовь и сопережива­ние, больше, чем просто духовное упражнение. Пока­зано, что она помогает сохранить здоровье социальным работникам, учителям и другим людям, имеющим риск эмоционального выгорания из-за переживаний, кото­рые они испытывают, глубоко сочувствуя проблемам других людей.

Медитация начинается с того, что человек фокусиру­ется на безусловной доброжелательности и любви к дру­гим и молча повторяет про себя пожелание, например: «Пусть все живые существа найдут свое счастье и осво­бодятся от страданий». В 2008 г. мы изучали активность мозга людей, занимавшихся этим видом медитации тысячи часов. Мы давали им прослушать голоса страдающих и обнаружили у них увеличенную активность не­которых областей мозга. Известно, что в эмпатии и дру­гих эмоциональных реакциях задействованы вторичная соматосенсорная кора и островок. При прослушивании страдающих голосов у опытных медитирующих по срав­нению с контрольной группой данные структуры акти­визировались сильнее. Это означает, что они лучше раз­деляли чужие чувства, не испытывая эмоциональной перегруженности. У опытных медитирующих также на­блюдалась повышенная активность в височно-теменном узле, медиальной префронтальной коре и области перед­ней височной борозды. Все эти структуры обычно акти­вируются, когда мы мысленно ставим себя на место дру­гого человека.

Недавно Таня Зингер (Tania Singer) и Ольга Климецки (Olga Klimecki) из Института человеческой когнитологии и науки о мозге Общества им. Мак­са Планка вместе с одним из авторов этой статьи (Матье Рикаром) попыта­лись выявить различия между обыч­ной эмпатией и состраданием у медитирующего. Они показали, что со­переживание и альтруистическая любовь связаны с положительны­ми эмоциями, и предположили, что эмоциональное истощение или выго­рание представляет собой, по сути, «утомление» эмпатии.

В соответствии с буддистскими традициями созерцания, от кото­рых пошла эта практика, сострада­ние не должно вызывать утомления и уныния, оно укрепляет внутреннее равновесие, силу духа и придает ре­шимости помочь страдающим. Ког­да ребенок попадает в больницу, мать принесет больше пользы, если будет держать его за руку и успокаивать нежными словами, чем если, перегружен­ная эмпатией и тревогой, не вынеся вида больного ребен­ка, будет метаться взад-вперед по коридору. В последнем случае дело может кончиться выгоранием, от которого, согласно проведенным в США исследованиям, страдали примерно 60% из 600 опрошенных людей, ухаживавших за больными.

Для дальнейшего изучения механизмов эмпатии и со­страдания Климецки и Зингер разделили около 60 до­бровольцев на две группы. У участников первой груп­пы медитация была связана с любовью и состраданием, в другой группе развивали чувство эмпатии к окру­жающим. Как показали предварительные результа­ты, неделя медитации, основанной на любящей добро­те и сострадании, привела к тому, что участники, хоть и не имевшие ранее опыта, испытывали больше добро­желательных чувств во время просмотра видеозаписи со страдающими людьми. Участники из другой группы, которые в течение недели только тренировались в эмпа­тии, переживали те же эмоции, что и страдающие люди на видео. Эти эмоции вызывали негативные чувства и мысли, и участники из этой группы испытывали силь­ный стресс.

Выявив такие разрушительные последствия, Зингер и Климецки провели со второй группой занятия медита­цией сострадания. Оказалось, что дополнительные за­нятия снизили негативные последствия тренировки эм­патии: количество отрицательных эмоций снизилось, а доброжелательных— возросло. Это сопровождалось соответствующими изменениями в областях мозга, свя­занных с сочувствием, положительными эмоциями и ма­теринской любовью, в том числе в орбитофронтальной коре, вентральном стриатуме и передней цингулярной коре. Кроме того, исследователи показали, что трениров­ка сострадания в течение недели усиливала просоциальное поведение в компьютерной игре, специально разра­ботанной для оценки желания помочь окружающим.
 

                                                        Двери сознания

Медитация помогает изучать природу мышления, давая человеку возможность самому исследовать свои созна­ние и психическое состояние. В Висконсине мы изучали электрическую активность мозга у буддистов, имеющих большой опыт медитации, записывая электроэнцефалограмму (ЭЭГ) во время медитации сострадания.

Оказалось, что опытные буддисты могли произволь­но поддерживать состояние, характеризующееся опре­деленным ритмом электрической активности мозга, а именно высокоамплитудные гамма-колебания с часто­той 25-42 Гц. Такая координация электрической актив­ности мозга может иметь большое значение для созда­ния временных нервных сетей, объединяющих когни­тивные и эмоциональные функции в процессе обучения и осознанного восприятия, что может привести к долго­временным изменениям в мозге.

На протяжении медитации высокоамплитудные коле­бания продолжались в течение нескольких десятков се­кунд, причем их было тем больше, чем больше был опыт медитирующего. В первую очередь такие особенности ЭЭГ были выражены в латеральной области лобно-те­менной части коры. Они могут отражать у людей повы­шение осведомленности об окружающей среде и вну­тренних мыслительных процессах, однако для пони­мания роли гамма-ритма требуются дополнительные исследования.

Медитация не только вызывает изменения определен­ных когнитивных и эмоциональных процессов, но и спо­собствует увеличению некоторых участков мозга. Пред­положительно это вызвано увеличением числа связей между нейронами. Предварительное исследование, проведенное Сарой Лазар (SaraLazar) с коллегами из Гар­вардского университета, показало, что у людей с боль­шим опытом медитации увеличился объем серого ве­щества в островковой доле и в префронтальной коре, а конкретнее в полях 9 и 10 по Бродману, которые часто активируются при различных формах медитации. Такие различия были наиболее выражены у пожилых участ­ников исследования. Предполагается, что медитация может замедлять скорость истончения мозговой ткани, происходящего с возрастом.

В дальнейшей работе Лазар с коллегами показали, что у тех испытуемых, у кого в результате занятий медита­цией осознанности сильнее всего снизилась реакция стресса, уменьшился также и объем миндалины — обла­сти мозга, участвующий в формировании страха. Позже Эйлин Людерс (EileenLuders) из Калифорнийского уни­верситета в Лос-Анджелесе вместе с коллегами обнаружила. что медитирующие отличаются количеством ак­сонов— волокон, соединяющих разные участки мозга. Предполагается, что это связано с повышением количе­ства соединений в мозге. Такое наблюдение свидетель­ствует в пользу предположения, что занятия медита­цией действительно вызывают структурные изменения в мозге. Важный недостаток этих работ— отсутствие долгосрочных исследований, в которых люди наблюда­лись бы на протяжении многих лет, и отсутствие срав­нительных исследований людей одного возраста и схо­жей биографии, которые различались бы только тем, ме­дитируют они или нет.

Существуют даже такие данные, что медитация и способность с ее помощью улучшать собственное со­стояние могут снижать воспаление и другие биологи­ческие реакции, происходящие на молекулярном уров­не. Как было показано в исследовании, проведенном совместно нашей группой и группой под руководством Перлы Калиман (PerlaKaliman) из Института биомеди­цинских исследований в Барселоне, для опытного ме­дитирующего достаточно одного дня интенсивной ме­дитации осознанности, чтобы снизить активность ге­нов, связанных с воспалительной реакцией, и повлиять на работу белков, активирующих эти гены. Клифф Ca­pon(CliffSaron) из Калифорнийского университета в Дэ­висе изучал влияние медитации на молекулу, участву­ющую в регуляции продолжительности жизни клетки. Эта молекула — фермент теломераза, удлиняющий ДНК на концах хромосом. Концы хромосом, называемые теломерами, обеспечивают сохранность генетического материала во время деления клетки. Во время каждо­го деления теломеры укорачиваются, и когда их дли­на снижается до критической величины, клетка пре­кращает делиться и постепенно стареет. По сравнению с контрольной группой у медитирующих более эффек­тивно снижался психологический стресс и наблюдалась более высокая теломеразная активность. Иногда заня­тия медитацией осознанности могут замедлять процес­сы клеточного старения.
 

                                              Путь к благополучию

За 15 лет исследований удалось показать, что продолжи­тельные занятия медитацией не только значительно ме­няют структуру и работу мозга, но и существенно влия­ют на биологические процессы, критически важные для физического здоровья.

Необходимы дальнейшие исследования с использова­нием четких рандомизированных контролируемых ис­пытаний, чтобы отделить эффекты, вызванные медита­цией, от связанных с другими психологическими фак­торами, которые также могут влиять на результаты исследований. Это, например, уровень мотивации меди­тирующих и роли, которые играют учителя и ученики в группе медитирующих. Дальнейшие исследования не­обходимы и для выяснения возможного негативного по­бочного эффекта от медитации, желательной продолжи­тельности занятий и способов их адаптации к нуждам конкретного человека.

Но и с учетом всех предосторожностей очевидно, что в результате исследований медитации мы получили но­вое понимание методов психологической подготовки, которые потенциально могут улучшить здоровье и бла­гополучие человека. Не менее важно, что способность развивать сострадание и другие положительные челове­ческие качества закладывает основу для создания эти­ческих норм, непривязанных к какой-либо философии или религии. Это может глубоко и благотворно влиять на все аспекты человеческого общества.

Перевод: И.С. Багоцкая

 http://olmins.info/nejrobiologiya-meditacii/.html

 



Poll

Humanity is in a deep crisis. What will be next?





Results



Pressing topic

Is there any light at the end of the tunnel?
Our civilization is in crisis, affecting all spheres of life. In which way will the situation develop in the nearest future?
Read more...



Our partners



Наш баннер


Sovet-8 200x80 02