Идеология идеального общества
Open WorldOpen ConsciousnessFeedback Enter website
Квадрат Пифагора
Позволяет определить задатки, склонности и способности, заложенные человеку в момент его рождения.
Социальная сеть Антакарана Книга Урантии Электронная версия одного из уникальных мировоззренчкеских трудов второй половины ХХ века Игра "Лила чакра" Игра самопознания Лила создана в Индии много веков назад. С помощью игры Лила меняется жизнь и судьба. |
ШКОЛЬНАЯ СКАМЬЯ ПОДСУДИМЫХWritten by Андрей Беликов Кризис, охвативший современное общество, находит своё естественное продолжение и в сфере образования, хотя неизвестно, что в данном случае первично. Возможно, один из относительно доступных способов изменить жизнь людей к лучшему состоит в том, чтобы кардинально изменить косную, примитивную и по сути своей достаточно вредную для развития личности систему образования. Впрочем, в настоящее время сделать это достаточно сложно, ведь скованные одной цепью лидеры мировых государств заинтересованы в том, чтобы максимально затруднить свободное развитие людей. Управлять, сохраняя тоскливое статус-кво, легче, когда основная масса людей (избирателей) не представляет, как в действительности устроен мир.О том сколь важно обучение, приобретение знаний, формирование у человека личного мировоззрения, на основании которого он может действовать и реализовывать собственные жизненные устремления, не говорит только ленивый. Однако словами этими, в общем-то, вымощена дорога в ад невежества. На деле получается, что прокрустово ложе «детсад - начальная школа» к 7-8 годам превращает человека в однотипный социальный механизм, который в дальнейшем пытаются напичкать примитивными, трафаретными знаниями. Ребёнка фактически заставляют подписать с обществом унифицированный контракт, в соответствии с которым он входит в жизнь, где обязуется думать как все, чувствовать как все, поступать как все. В голову ему в одностороннем порядке вбивают, например, теорию эволюции Дарвина (недостаточность которой давно уже признала наука), закон Бойля-Мариотта и правило буравчика (которые являются частными и совершенно абстрактными научными принципами), дают искажённое (так как стереотипное) представление о литературе и т.д. Впрочем, месть школьников выглядит вполне адекватной – физику они, в своём безусловном большинстве, считают самой ненавистной дисциплиной, а азы науки с недавних пор предпочитают изучать в Хогвартсе вместе с Гарри Поттером. Что касается литературы, то интерес к ней на школьной скамье, как правило, отбивают на всю жизнь, о чём свидетельствуют статистические данные о количестве книг, прочитанных за год на душу молодого населения планеты. Фактически люди начинают признавать официальное образование злом, а необразованность (оставляющую простор для реальных жизненных интересов) - благом, и дальнейшее стремление учиться определяет единственный стимул: необходимость получить профессию и зарабатывать деньги. Стимул – довольно таки жалкий, который никак не приближает людей к получению истинных знаний о мире. Собственно, задача образовательных учреждений на этапе формирования личности достаточно очевидна: необходимо научить человека читать, думать, видеть, слышать, развить в нём интерес к окружающему миру, дать импульс к творческой деятельности, раскрыть желание проявлять своё «я», словом пробудить его внутренний потенциал, на базе которого он будет строить дальнейшую жизнь. Существующая образовательная система делает прямо противоположное, что не удивительно, ибо она является частью системы государственной, предпочитающей видеть вместо людей серую массу. Поэтому систему образования и невозможно изменить, можно лишь попытаться найти ей альтернативу. На сегодняшний день наиболее интересной из таких альтернативных систем является вальдорфская педагогика, идеологом которой был незаурядный мыслитель и писатель, создатель антропософии Рудольф Штайнер. Главной задачей вальдорфской школы является не просто передача ученикам определённого багажа знаний, но стремление использовать весь его потенциал, пробудить его душевные силы (а не только интеллектуальные способности), интерес и любовь к окружающему миру. Дети в таких школах должны, прежде всего, ощущать себя самими собой, не бояться проявлять своё «я», не испытывать ограничения из-за контроля учителей и конкуренции с другими учениками. Поэтому ключевыми принципами вальдорфской образовательной системы являются интеграция предметов, установка на свободное развитие ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, ориентация на устный рассказ и театральные постановки, активное использование эстетических элементов в обучении (от рукоделия и ремёсел до живописи и музыки) и отмена системы оценок в баллах (до 7 класса). Вальдорфское образование имеет один существенный недостаток, который, впрочем, не вина его, но беда. Оно совершенно не вписывается в современную реальность, отчего выпускникам вальдорфской школы часто бывает в дальнейшем сложно проявить себя в существующем социуме. Тем не менее, именно вальдорфская педагогическая система, прошедшая к тому же многолетнюю проверку практикой в самых разных странах, наиболее соответствует структуре идеального общества, ориентированного на служение человеку, в противовес существующей ситуации, когда человек является слугой общества. В любом случае, образование лишь в том случае будет эффективно, если будет нацелено на процесс обучения, а не на результат, сделает основной акцент на потенциале ученика, его желаниях и интересе. Оно должно содержать в себе большое количество творческих элементов, а также допускать разнообразие идей, вариативность взглядов и возможность совершать свободный выбор (будь то научные теории, методические пособия или, скажем, список изучаемой художественной литературы). Вместо контрольных, зачётов и экзаменов (в том числе вступительных) наилучшей формой проверки знаний и навыков является собеседование, в ходе которого учитель и ученик общаются на паритетных условиях. Разумеется, сегодня подобные идеи выглядят утопическими. Особенно на фоне последних образовательных новаций (вроде внедрения ЕГЭ), которые делает доминирующим, в соответствии с западными аналогами, тестовый принцип обучения. Принцип, который лишь поощряет поверхностные, сиюминутные, бездушные псевдознания, причём такое поощрение выглядит преступлением, не меньшим, скажем, чем выборные фальсификации, коррупция или судейский произвол.
|
PollHumanity is in a deep crisis. What will be next?Pressing topic
Is there any light at the end of the tunnel? Our partnersНаш баннер |