• :
  • :
Russian (CIS)English (United Kingdom)
Understanding responsibility participation
Если рай не в тебе самом, то ты никогда не войдёшь в него.  (Ангелиус Силезиус)
Идеология идеального общества


Open Consciousness



Feedback

Enter website


Квадрат Пифагора 
Позволяет определить задатки, склонности и способности, заложенные человеку в момент его рождения.

 

Социальная сеть Антакарана
Единое поле общения для людей, ориентированных на духовное развитие и самосовершенствование.


Книга Урантии
Электронная версия одного из уникальных мировоззренчкеских трудов второй половины ХХ века

Игра "Лила чакра"

Игра самопознания Лила создана в Индии много веков назад. С помощью игры Лила меняется жизнь и судьба.

Будда Шакьямуни 563-483 до н. э.


Легенда о Гаутаме Сиддхартхе, ставшем впоследствии Буддой (Пробужденным), традиционна для индуистских народов. Принц покидает дворец ради поисков истины; изведав разные пути, он находит единственно-верный. В случае с Буддой – это так называемый серединный путь, к которому принц Гаутама пришел, познав сначала жизнь, полную удовольствий и достатка, а затем предавшись строгой аскезе. Ни то, ни другое не принесло ему счастья. И тогда Будда понял, что продвигаться к цели следует, избегая крайностей. Достигнув просветления после длительной медитации, Будда изрек Четыре благородные истины: жизнь – страдание; страдание имеет причину; страдание можно прекратить; существует путь к избавлению от страданий.

Если чуть развернуть основополагающие постулаты буддизма, получится следующее: страдания составляют суть земного существования, это энергия, вращающая круг Сансары; причиной страданий служат заблуждения, ведущие к искаженному представлению о жизненных феноменах; страдания можно прекратить, познав истинную природу вещей; путь к непосредственному восприятию реальности лежит через контроль над умом и чувствами, через развитие мудрости и любви ко всем живым существам.

Дальнейшее углубление в вопрос не входит в наши планы – учение Будды изложено достаточно подробно более компетентными исследователями. Нам хотелось бы заострить внимание лишь на одном аспекте буддизма, – на его прагматизме, берущем начало, как нам представляется, в способе мышления Будды, проливающем дополнительный свет на его учение.

Архитектоника и смысл постулата о четырех истинах вполне сопоставимы с построением и общим посылом знаменитой максимы Огюста Конта: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы мочь». Если намеренно «забыть», что основатель позитивизма и предтеча прагматизма жил в XIX веке, можно представить, что Будда руководствовался алгоритмом Конта, когда формулировал свои истины. Первые две отвечают началу сентенции: «знать, чтобы предвидеть», третья и четвертая соотносятся с концовкой – «предвидеть, чтобы мочь». В пользу того, что высказывание Конта могло предшествовать изречению Будды, говорит и расстановка акцентов в благородных истинах, будто бы заимствованная из современной, подчеркнуто-прагматичной, журналистики.

Постулат о четырех истинах строится по принципу лида – начала газетной статьи, где в строгой последовательности должны содержаться ответы на конкретные вопросы: 1. что (событие, объект новости)? 2. кто (виновник события)? 3. где, когда (место и время)? 4. зачем? (или: что из этого следует)? Жизнь – страдание (ответ на вопрос: что?); страдания имеют причину (указание на виновника «события»); страдания можно прекратить (локализация – проблему можно решить здесь, в этой жизни); существует путь к избавлению от страданий (практический вывод из вышесказанного).

«Практические соображения» – общая основа прагматизма и буддизма. «Не принимайте на веру то, что я говорю, – завещал Шакьямуни. – Просто постарайтесь вникнуть в мои слова, чтобы увидеть, действительно ли то, что я говорю, имеет смысл. Если в моих словах смысла нет, отбросьте их! Если смысл есть, возьмите сказанное на вооружение!». Если какой-либо постулат буддизма не выдержит критики, от него следует тотчас отказаться, добавляет в наши дни Далай-лама XIV, духовный лидер буддистов, почитаемый ими как земное воплощение Будды.

Надо сказать, в своем прагматизме буддизм идет дальше науки. Последняя во всем доверяется интеллекту и в угоду логике цепляется за некоторые догмы, порой пренебрегая даже опытными данными. В свою очередь буддизм оценивает утилитарность того или иного метода исключительно с точки зрения практического результата. Если, скажем, медитация позволяет приблизиться к цели – достижению ума Будды – не важно, насколько доказуема реальность плода усилий; главное – приносит ли пользу эта практика конкретной личности здесь и сейчас.

Буддизм – это в первую очередь ежедневная работа, которая лишь со стороны кажется таинственной. Истинные последователи Шакьямуни – не мистики и зачастую – даже не теоретики. Выдающийся аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес однажды спросил у своего приятеля, дзен-буддиста, относится ли он к легенде о принце Сиддхартхе Гаутаме как к реальной истории, на что тот ответил, что ему, в общем-то, все равно, существовал ли Будда в реальности, главное, что есть учение, которое помогает ему в жизни.


Poll

Humanity is in a deep crisis. What will be next?





Results



Pressing topic

Is there any light at the end of the tunnel?
Our civilization is in crisis, affecting all spheres of life. In which way will the situation develop in the nearest future?
Read more...



Our partners



Наш баннер


Sovet-8 200x80 02