Идеология идеального общества
Open WorldOpen ConsciousnessFeedback Enter website
Квадрат Пифагора
Позволяет определить задатки, склонности и способности, заложенные человеку в момент его рождения.
Социальная сеть Антакарана Книга Урантии Электронная версия одного из уникальных мировоззренчкеских трудов второй половины ХХ века Игра "Лила чакра" Игра самопознания Лила создана в Индии много веков назад. С помощью игры Лила меняется жизнь и судьба. |
Уильям Блейк 1757-1827Удивительно, но замечательный поэт и художник, мыслитель и мистик Уильям Блейк в советское время слыл видным представителем английского романтизма ХIХ века. Он затесался в одну компанию с Кольриджем, Байроном, Китсом и некоторыми другими поэтами, что лишний раз показывает, сколь вредны любые клише, даже такие звучные как «романтизм». Ведь настоящим романтиком из того перечня был разве что Джон Китс, а колоссальные художественные труды Блейка уж никак не помещаются в рамки этого славного течения.Собственно и к ХIХ столетию отнести Блейка можно лишь с большой долей условности. Будущий гений, один из величайших исследователей человеческого духа во всемирной истории, родился в Лондоне 28 ноября 1757 года и многие из своих самых знаменитых поэм и гравюр создал в веке восемнадцатом. К слову, там же в Лондоне он и умер в августе 1827 года, прожив всю жизнь в английской столице, за исключением небольшого периода времени, когда вместе с женой гостил у друга в загородном доме. В этом предместье они спасались от нищеты и эпидемии чумы – чего-чего, а различных житейских невзгод на долю Блейка выпало немало. Впрочем, мирские события, если и беспокоили его, то несильно. Не зря же современники, за исключением узкого круга друзей и учеников, считали Блейка безумцем. И, надо признать, было отчего. Во-первых, его произведения напрочь нарушали все привычные каноны, ибо, подобно любому гению, он творил, не задумываясь о каких-либо рамках и условностях. Блейк был первым, кто всерьёз занялся столь модным ныне «синтетическим» искусством. Понимать, что он делал - иллюстрации к поэмам или развернутые стихотворные подписи к гравюрам – нет никакого смысла; две музы в его творениях пели в один голос. Во-вторых, Блейк еще с детства считал себя визионером; ему являлись виденья, он разговаривал с духами. В отличие от большинства других подобных феноменов, свои способности он сумел сохранить до смерти. Разумеется, окружающим он говорил далеко не всё и не всем, но его стихи и картины полны пророческих идей, апокалипсических видений и крайне сложных для простых смертных метафизических аллюзий. А раз так, то остается лишь радоваться, что Блейк избежал участи ряда других творцов и так никогда и не был пациентом психлечебницы. В-третьих, он позволял себе массу чудачеств и в повседневной жизни. В конце своего земного пути он с пением и пляской встречал известие о чьей-то смерти, уверяя скорбящих родственников, что усопший только сейчас обрел настоящую жизнь. Ходил Блейк неизменно в старомодной шляпе и чудных ботинках, а во время разговора его подчас охватывал такой приступ негодования и желчи, что собеседники думали лишь о том, как побыстрее сделать ноги. При этом Уильям Блейк был, безусловно, одним из умнейших людей свого времени. Сохранилось много свидетельств того, сколь сильное впечатление оказывали речи поэта на тех, кто умел слушать и слышать поэта. И, главное, сохранились, а не канули в бездну времени, большинство из его удивительных книг-картин, которые широкой публике первыми открыли художники-прерафаэлиты спустя десятилетия после смерти Блейка. Зато сегодня его произведениям нет цены, а сам художник окружен такой всемирной славой, какой могут похвастать немногие. Во всем мире, в том числе и в России, наибольшей известностью пользуются блейковские «Песни невинности и опыта», самые доступные по содержанию и привычные по форме. Немецкая электронная группа Tangerine Dream даже сделала по «Песням…» музыкальный альбом «Tyger», одноименная песня из которого весьма популярна среди меломанов. В СССР Блейка первым начал переводить Самуил Маршак, причем довольно неудачно; стихи блестящего английского метафизика в его интерпретации подозрительно напоминал вирши шотландского поэта Роберта Бернса. Более поздние переводы существенно исправили картину. Впрочем, чтобы понять Блейка, надо знать и понимать его, так называемые «духовные поэмы», раскрывающие перед читателем весь космос мироздания, всю историю мира. Практически любая из этих иллюстрированных книг, будь то относительно ранние «Бракосочетание Неба и Ада» и «Книга Уризена» или написанные уже в позапрошлом столетии, как, например, «Мильтон» и «Иерусалим», заряжена невероятно мощной энергетикой и содержит в себе огромный кладезь человеческой мудрости, ибо сотворена истинным гением. «Со знаньем несказанных очертаний, как с факелом, пройти», - строчки Александра Блока (кстати, также родившегося 28 ноября, но через 123 года) прекрасно иллюстрируют жизненный путь Блейка. В его творческих произведениях тонкая лирика неотделима от эпических мотивов - английский поэт был достойным наследником Данте и Мильтона, сделав, кстати, ещё и прекрасные иллюстрации к «Божественной комедии» и «Потерянному раю». Что касается строчек самого Блейка, то, конечно, сразу вспоминается знаменитое четверостишие, растиражированное во множестве источников: «В одном мгновенье видеть вечность,/ огромный мир – в зерне песка,/ в единой горсти – бесконечность/ и небо – в чашечке цветка». Не стоит забывать только, что для Блейка подобное восприятие реальности, чрезвычайно актуальное в свете последних научных открытий, было отнюдь не метафорой. Истинный бард, пророк, визионер, он будто пробил ткань времени, явившись в свой XVIII век гостем из будущего.
|
PollHumanity is in a deep crisis. What will be next?Pressing topic
Is there any light at the end of the tunnel? Our partnersНаш баннер |